Самый умный. Игра, которой нет на телеэкранах

Так получилось, что пачка кофе Lavazza Qualita Rossa (смесь сладкой Бразильской арабики и шоколадной Африканской робусты), неожиданным образом напомнила мне о некогда любимой игре. Мой ник на портале Клуба Самых Умных звучал именно так – Rossa.


«Самый умный» – это телеигра эрудиционно-развлекательного характера, аналог британского телепроекта «Brainiest» в странах СНГ, просуществовавшая почти 10 лет, начиная с 2003 года. В моем понимании «СУ» был международным проектом, который объединял талантливых ребят, мотивировал к получению новых знаний и саморазвитию. Мне не довелось принять участие в телевизионной версии, но вот интерактивный интернет аналог игры, ушедший в небытие sumclub.tv, был моей страстью. Интеллектуальные турниры, ежедневные викторины и шахматный клуб, а еще чат и форум – все это во многом помогло мне формировать взгляды, определило предпочтения в литературе, подарило новых друзей. Тогда, в 2006-2007 годах, социальные сети не были на пике славы, нашим всем была «аська» (семейство программ и сервисов обмена мгновенными сообщениями (QIP, ICQ и проч.)), и, как бы архаично не звучало, общение на тематических форумах и e-mail переписка.

Уже тогда, будучи крайне амбициозной, я ежедневно стремилась заработать побольше «черепашек» (условные монетки, преимущественно получаемые за победы в викторинах и турнирах), дабы войти в Топ-20, а затем и Топ-10 умников и умниц портала. Урок, усвоенный мной за это время, состоял в том, что образованность — это достоинство, к которому нужно стремиться.


Телеигру, по неведанным мне причинам, многие считали «запоминанием фактов». Весьма поверхностное суждение. Большинство игроков также были зарегистрированы на портале. Ребята не избегали общения, делились личными фото, у каждого были свои интересы (от бальных танцев до метафизики), так что впечатления роботов они никак не производили. На СУРков (от словосочетания – «Самый Умный Ребенок») хотелось равняться, учиться у них умению подавить стеснение, совладать с собой, со своими эмоциями, концентрироваться в нужный момент. Ведь действительно впечатляет, когда подросток 10-15 лет отвечает на философский вопрос ведущей так, как не по зубам многим взрослым или то, как нужные знания вспоминаются с невероятной скоростью. Однажды на областном этапе Всеукраинской олимпиады по химии мне посчастливилось увидеть «магистра» Андрея Овсянникова, который за шесть лет в "Самом умном" побеждал трижды. Знаете, воскресший Элвис Пресли не произвёл бы на меня подобного впечатления, так велика была моя увлеченность игрой.


 «Самого умного» больше нет. Но, как мне кажется, умному ученику по-прежнему порой очень сложно сосуществовать в классе, особенно в небольших городах. Только теперь у него перед глазами нет СУРков, живых примеров того, что знания имеют вес. Да, есть олимпиады, Малая Академия Наук, но это для ребят постарше. А как на счет учеников 5-8 классов? На кого равняться им? Немного утрировано, но от того не менее печально это все.


На платформі Blogger.