Спектакль "Мастер и Маргарита"
Фотограф: Виктор Петров
Перед моими глазами взлетают листы так и не сгоревшей рукописи романа Мастера. Это был эффектный апофеоз. И любовь победила смерть.
Но обо всем по порядку. Чтобы была ясна смелость трактовки: когда Маргарита задала вопрос «Где же ваши гости?», Воланд рукой указал на зрительный зал с репликой «А вот они!», после чего зажегся свет и озвучили примерно «вон там фальшивомонетчики, а там – извращенцы». Это, как по мне, отличная находка Беляковича. Булгакову бы понравилось, наверное. Мне тоже, хоть я и поморщилась на долю секунды. И вся страна – сумасшедший дом.
Диалоги Берлиоза и Бездомного были столь подробны, буквально перечень любимых булгаковских цитат – бальзам на душу. В качестве фона – уличная скамейка да трон – вот так аскетично, но способствует динамичности событий. Через мгновение с Патриарших мы переносимся к Понтию Пилату (одна из любимых линий романа, но в спектакле смещены акценты почти всех сюжетных перепитий). И уже скоро окажемся в дурдоме (с танцевальным уклоном! и смешным «я в домике»), оставив неразгаданной тайну жизни Иешуа.
«Мастер и Маргарита» – произведение знаковое и я с трудом представляла, как его можно уместить в рамки спектакля. И дело тут даже не в ореоле мистики, которым окутан роман, а в тесно-тонких хитросплетениях сюжетных линий. «Находка» режиссера – поместить события в воображение поэта Бездомного. Оригинально, но на пользу истории любви не сыграло – все было немного скомкано, дабы в полной мере прочувствовать то самое «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
Впрочем, театр живет по своим правилам, потому ситуацию спасла игра актерского ансамбля (я не представляла Ольгу Сумскую в роле Маргариты вообще, но теперь могу представить; покорил же нас кот Бегемот) и музыкальное сопровождение.
И если театральная версия подтолкнет зрителя снова перечитать «Мастера и Маргариту» – это лучший из возможных исходов.
Немає коментарів: