Над чем бы ученые ни работали, у них все равно получается оружие.
Не знаю, кем в большей степени является Курт Воннегут -
мыслителем или писателем, я думала об этом на протяжении всей книги. Мне
однозначно понравилась его «Колыбель для кошки», но я чувствую себя немного
одураченной после прочтения и не знаю, где правда, а где её нет. "С таким
пессимистом оптимисту жить невозможно", – так кажется посетовал рассказчик
на то, что от него ушла жена. В отношении Воннегута я бы перефразировала как:
"...оптимисту читать сложно...", пусть даже в первой главе автор
предупреждает, что все истины в книге - гнусная ложь.
Юмор и абсурд. Именно такая комбинация позволила создать
пространство для мыслей, а поразмыслить есть о чем, в каждом коротеньком
рассказе, даже самом коротком – одном слове «нет». Нет в книге ничего
конкретного, лишь полузримые намеки.
Хотя в начале все просто. Есть сюжет: читателю кажется, что
книга будет о том дне, когда сбросили ядерную бомбу. Для этого троим детям
Хониккера, создателя бомбы, рассказчик отправляет письма и просит прислать свои
воспоминания об отце.
Позднее оказывается, что ученый Хонникер, бездушный
технократ, как следует из писем детей и впечатлений тех, кто его знал,
незадолго до смерти изобрел вещество «лед-9», ничтожного количества которого
достаточно, чтобы вся вода и все живое замерзло и погибло. Просто чтобы
облегчить армии переход по болотам. Ужасная практичность и жуткая
безответственность. Что же ожидать от того, кто не любит своих детей, выросших
позже несчастными, человека, котрый жене после обеда оставил чаевые. Что же
будет, если опасный лед-9 попадет в руки таких же черствых и безответственных,
спрашивает Воннегут?
А потом находится ранее пропавший старший сын Хониккера по
имени Фрэнк, министр малюсенькой островной страны Сан-Лоренцо, куда и попадает
наш герой. Удивительно, но даже сам рассказчик в книге (Иова) - аллюзия с
библейским персонажем, выжившим после апокалипсиса. На острове главным героем
становится Боконон – некий мессия выдуманной им религии – боконизма.
Сначала мне казалось, что он – противоположность Хонникера,
как посмеивание автора, но потом такое игровое отношение не приводит ни к чему
хорошему.
И вот тут Воннегут поставил меня в тупик. Он высмеивает
отсутствие ответственности ученых перед человечеством, напоминает об опасности
некотроых открытий, одновременно не принимает более поверхносное восприятие
жизни, упаковывая всю поп-психологию в «каррасы».
Я закрыла книгу и осталась наедине с мыслями, без кошки, без
колыбели, с легким недоумеваем и отрывочным пониманием того, что, как мне
кажется, хотел сказать автор.