В чем ошибся Форд?
Пожалуй, каждый знает множество легенд и притч о Генри Форде-старшем,
создающих ореол авторитарного и довольно
таки своевольного предпринимателя, компаньоны которого обвиняли его в
гигантомании, а сам он справедливо считал, что где бы он не остановился в
привычном старом поношенном пальто, он – Генри Форд J Чего только стоит история о том, как во
время отпуска Форда, конструкторы, воспользовавшись ситуацией, решили создать
новую модель машины, прототип которой Форд по возвращению разгромил, станцевав
чечетку на её крыше. Настолько сильно он верил в созданную им модель Т, которая
была по карману каждому работающему американцу. Ему было чем гордиться - чуть
больше, чем за декаду, небольшая компания Motor стала контролировать свыше 55% рынка
легковых автомобилей в США. Спустя три года после истории с погромом несколько
усовершенствованным вариантом модели Т, доля рынка увеличилась до 60% автомобильного
рынка страны.
Модель Т была, что называется, «дойной коровой». Видимо, Генри Форд решил
тогда, что от добра добра искать не стоит. Но ситуация в начале 1920-х годов
стала меняться и уговорить строптивого упрямца приступить к созданию чего-то
поинтересней, нежели машин только черного цвета и таких же одинаковых, как
булавки, производимые на одной фабрике, смог сын. Но момент уже был упущен, на
рынке обосновалась и хорошо себя чувствовала General Motors, от чего фордовская
доля сначала на американском рынке сократилась до 47%, а потом и вовсе стала
малюсеньким кусочком пирога – порядка 10%.
Но даже тогда Форд никак не прозрел, убежденный, что модель «командовать
буду я, а выполнять - вы» куда лучше демократического стиля управления Альфреда
Слоуна из GM. Стоит в этом ключе упомянуть о четырех слонах философии Форда,
упомянутые им в книге. Если кратко, то основные постулаты примерно следующие: бояться
будущего не стоит, продавать дорого не обязательно, ориентироваться нужно на
общее благо, а конкурентов – игнорировать. Последний принцип как раз и не
сработал на пользу. Потому и Алексей, и Аня правы. Но есть нюанс J
О нюансе подробней. На эту мысль меня натолкнули рекламные билборды Ford Motor.
Дело в том, что
Генри Форд, задавшись целью создать доступный автомобиль, не считал возможным
снижать цены, дабы удержать рынок, как это делали GM. Потому Ford долгое время нельзя было приобрести
в кредит J
Немає коментарів: