The Thursday Book: 10 книг в дорогу


Внушительное количество времени мы проводим в пути, и существует так много хороших произведений, которые отлично читать в дороге. Как это делала я, читая приведенные ниже книги. Приятного чтения в пробках или длительных поездках!

Джон Бойн «Мальчик, в полосатой пижаме». Книга, которую я бы не прочла, если бы не Книжная мафия. Не потому, что я чувствительная барышня, а потому что книги о войне минувших лет в настоящее время я остро воспринимаю. Так и оказалось, слез книга не вызвала, скорее щемление в груди и растерянность, ибо я понимаю, что книга-выдумка. Это не фронтовые записки, в книге полно исторических несоответствий и неточностей. Кто-то сочтет это кощунственным, но книга о другом. Для меня она о детской дружбе заключенного и его ровесника, сына коменданта концлагеря, противоречящей всем и всему. Да, Бруно наивный, несмышленый и как будто живущий в другой реальности, но я решила отнестись к нему с некоторой долей снисхождения. Просто потому, что такие книги нужны, тем более сейчас, чтобы посмотреть на ужасы войны глазами ребенка.

Джон Грин «The Fault in Our Stars». Эта книга попалась мне в руки, успев стать нашумевшей. Я подошла к ней скептически. Банально и ожидаемо, но как же красиво и опустошающе одновременно! Где-то на последних 20 страницах, читая ее, ты начинаешь ценить тех, кто рядом и то, что имеешь. Или даже роняешь слезы, как это было со мной. После бессонной ночи с этой книгой в руках я вывернута на изнанку от сознания того, как я бываю несправедлива по отношению к самым родным людям.

Валери Собад «Мисс Свити». Очередной тур Книжной Мафии удивил возможностью прочесть любую книгу на выбор родом из романтичной Франции. Потому мой выбор пал на почти детективную, почти смешную, почти с претензией на ванильность (хотя почему почти? Ванили тут на каждой странице по пару стручков) историю о Мисс Свити. Кстати, это псевдоним главной героини, но уже от него на зубах скрежет рафинада. Впрочем, не все так легко и безоблачно, потому как на самом деле за псевдонимом скрывается лавина комплексов и фобий одной маленькой неприметной женщины по имени Саманта. Бриджит Джонс, то есть наша Саманта, сожительствует с двумя бабушками (одной вздорной и другой авторитарной), чьи любопытные носы не покидают ее личное пространство (уместнее, конечно словосочетание «личная жизнь», но у героини ее нет). Как все порядочные, Саманта защитила кандидатскую в 25 лет; к 30-ти приспособилась писать разного рода опусы-советы в качестве редактора отдела писем в женском журнале, а после 30-ти стала получать письма с угрозами. Вот тут начался «детектив» с ароматом английского чая, которым изобилует обложка, но не сама книга. Отдельный интерес могут вызвать параллели разных временных отрезков, использованные, чтобы рассказать истории жизни бабушек главной героини, а точнее их противостояния. Что до истории злоключений Саманты, она простая и эпизодично жеманная, но не лишена оптимизма, вызовет сочувствие и сопереживание, но лишь в момент накала страстей, потому как после вся динамика превратится в статику со счастливым концом. 

Михаил Булгаков «Собачье сердце». Годы идут, но, когда речь заходит о Булгакове, мне вспоминаются слова Виктора Николаевича Тристана, одного из любимых мною преподавателей математики, что в разном возрасте Булгаков воспринимается по-разному. Вновь взявшись за недочитанное когда-то «Собачье сердце», я была потрясена тем, как не заметила раньше всей той многопластовости произведения, тонкого соединения воедино мистики и колких аллегорий, красочности языка и прелестной, едкой, бескомпромиссной антисоветской сатиры, почему посчитала книгу скучной? Двадцатые годы прошлого столетия. Руина, не иначе: власть к рукам прибрали большевики, интеллигенция преследуется, остаются нелепые и некультурные сограждане, многие из которых получают должности, а вместе с ними «почет и уважение». Обреченность в стране, обреченностью пропитана книга. Доктор Филипп Филиппович Преображенский берет гипофиз алкоголика и собачье сердце, найденной в подворотне ласковой собаки, и соединяет их. Эксперимент по омоложению провалился, зато коммунист Швондер ожил. С собачьим сердцем. И вот тут появляются вопросы: что лучше – мозг или сердце? кто лучше – собака или человек? Борьба совершенно разных людей, культур, пониманий и восприятий окружающего. Это вечное противостояние, но верх почему-то всегда, что тогда, что сейчас берет не профессор, а недалекий Швондер. 

Уильям Голдинг «Повелитель мух». Еще одна книга прочитана в рамках книжной мафии. Я ее прочла больше из-за любопытства, так уж явно она многим не нравилась. Не скажу, что книга меня ужаснула. Каждый хотя бы раз испытал на себе жестокость детей. Да, не в такой же форме, но все же. Среднестатистический школьный класс отправьте на остров без взрослых и получите такую же картину. Что мне понравилось, так это многопластовость проблематики. Ведь книга, если поразмыслить, не только о неведомом Звере внутри нас или зависти непримечательных и посредственных, она во многом о религиях, выборе, страхе, спасении. 

Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Каждого человека хотя бы раз посещала мысль о том, как здорово можно было бы устроиться, очутившись в прошлом с багажом нынешних знаний, умений и достижений цивилизации. Не то, чтобы ученик, щелкающий интегралы и логарифмы как орешки, смотрелся органично в начальной школе, но что, если попасть с конца XIX века в эпоху и королевство британского короля Артура? Именно это и произошло с типичным янки из штата Коннектикут, потерявшим сознание во время драки. К слову сказать, "Янки..." - самая первая книга из тех, где герой случайно оказывается не в отведенном ему временном промежутке. Общепринято считать данное произведение частью "детской литературы", но даже в сравнении с "Томом Сойером" и "Гекльберри Финном", эта книга куда глубже и даже циничнее. Да, она приключенческая, но главный герой быстро убедит читателя, что странствующее рыцарство имеет мало общего с романтикой и свиноторговля куда выгодней. Свинью кто-нибудь да съест, а от воза железного лома, коль постигнет рыцаря неудача, проку мало. Приготовтесь к жестоким расправам и сожженным ведьмам, дабы погреть рабов у костра. Дремучие и глупые невежды Средневековья, именно их предприимчивый янки, минуя казнь, хочет облагоразумить, перевоспитать и окультурить. Прямо-таки как дикую овощную культуру. Открывает бюро патентов, создает школьную сеть и даже газету. Рыцари с рекламными щитами о пользе мыла поверх лат – задорно и забавно, но юмористический анекдот, в котором выдержано начало повествования, сменяется угнетающими красками. Дело даже не в дикарстве нравов и ностальгии главного героя (он же главный волшебник и Хозяин) о душевной чистоте людей XIX века, а в том, что мы способны примириться с чем угодно, если к этому привыкли. Ни телеграф, ни паровой котел не спасают. Люди не хотят меняться. Следующая эпоха имеет основания смотреть свысока на предыдущую. Умственное (интеллектуальное, если хотите) преимущество не спасает героя, когда он оказывается в шкуре раба. Утопические идеи индустриальной эпохи – не лекарство от всех пороков. Роман Марка Твена "Янки при дворе короля Артура" – не просто сатира на VI век. Это сатира на общество, как в целом, так и в частности. 

Джулия Кэмерон «Право писать». Если «Путь художника» успел стать культовой книгой, то «Праву писать» это не грозит, ведь по сути повторяет призывы разбудить в себе творца и начать «творить» (в данном случае - писать), перестав бояться провала и осуждения. Книга похожа на задушевную беседу. Вот ты, читатель, вот – милая Джулия, там немного дальше пасутся ее лошади, а она тем временем рассказывает о своих подходах к писательству, личном опыте в этой сфере, даже немного о личной жизни, каждую главу начиная с уютной пейзажной зарисовки, чтобы ты прожил этот день с ней. Она очень мягко, но настойчиво подталкивает к действию, при чем исключительно из лучших побуждений, мол каждый из нас – писатель (вот тут есть пространство для споров), но дабы его, писателя, вытащить на свет Божий, взять за шкирку и предъявить всем – нужна смелость и тут уже советы Джулии могут пригодиться (спору нет). 

Агата Кристи «The Sittaford Mystery». Несколько винтажная Кристи. Это одно из ранних и малоизвестных произведений леди Агаты. Однако вполне в её духе: маленькая английская деревушка, жители которой собрались на чай о решили развлечься, устроив сеанс спиритизма. Чем еще заняться в такой снегопад? Весьма удачный хет-трик: начавшись как забава, сеанс заканчивается предсказание убийства: «Supposing something had happened to Captain Trevelyan…Supposing…» А далее началось (мой любимый фрагмент): «Major Burnaby drew on his gum boots, buttoned his overcoat collar round his neck, took from a shelf near the door a hurricane lantern, and cautiously opened the front door of his little bungalow and peered out». Будет интересно! Как всегда много подозреваемых, еще больше мотивов и рассыпающиеся в пух и прах версии читателя. Правда, подсказок тоже предостаточно, но от того не менее увлекательно. Тем более, следствие ведет смышленная и очаровательная Эмили.

Джордж Оруэлл «1984». В мае Книжная Мафия порадовала возможностью вновь прочесть что-то из антиутопий, потому мимо Оруэлла и его произведения вне времени «1984» мимо пройти я не смогла. Об этой книге сложно сказать в двух словах, хотя самыми подходящими будут «тоталитаризм» и «ложь». Под контролем в мире, который поглощает с первых страниц романа, находится все – мысли, слова, чувства (точнее, их отсутствие), «наш партийный долг» (выражение «супружеский долг» из той же песни). Инакомыслящие – враги, прошлого – нет (скорее, оно слишком часто изменяемо без документального подтверждения), настоящее тоже меняется стремительно (вчера воевали с Евразией, сегодня – с Остазией). Роман порой заставляет скукожиться от ужаса, временами – вызывает легкие приступы тошноты, но его стоит непременно прочесть, он – словно прививка в эпоху гибридных воен. Сначала четко ощущаешь, что книга как будто о времени Холодной войны, затем воспринимаешь ее скорее как книгу о северо-восточном соседе (тут прогнозы Оруэлла об ужасном будущем, подпитанном властью, сбывается – хуже, пожалуй, только в Северной Корее), ближе к финалу – видишь трагедию отдельного человека. В конце концов, поглядываешь на календарь и не можешь поверить, что где-то в умах людей по-прежнему 1984 год.

Артур Хейли «Аэропорт». Книга поднимает множество проблем. Я закрываю глаза и представляю себя техником в аэропорту, лечащим «железных птиц», разносящей напитки пассажирам стюардессой, страдающей от рева самолетов местной жительницей, о которой позабыли власти, девушкой за стойкой по продаже страховок в аэропорту (ирония судьбы, да), диспетчером, разводящим самолеты по разным высотам, со страхом поглядываю в сторону подозрительного типа с чемоданчиком возле меня в салоне самолета и с каждой страницей чувствую наэлектризованность в воздухе, перехватывает дух. Аэропорт имени Линкольна – громадный аэровокзал, принимающий и отправляющий воздушные судна с пассажирами и грузом при любых погодных условиях, сотрудники которого тесно связаны с небом и безопасностью всех, кто в нем, независимо от того, истощенны ли они сверхурочной работой, озабочены ли собственными проблемами или нет. Тут нет главных и второстепенных героев, поступки каждого – цепь случайностей, которая может привести к чему-то непоправимому. Одни любят жизнь, другие – сломленные ее обстоятельствами, кто-то полагается на обстоятельства, а кто-то, подобно капитану, сам принимает решения, выбирая курс собственной жизни. Череда сюжетных линий, герои, их взаимоотношения между собой, много напряжения, немного детектива, повести отдельных лиц и целого аэропорта. За одни сутки меняются жизни тех, кто в небе и тех, кто остался на земле. Каждый делает свой выбор, а аэропорт…продолжает работать, что для него отдельная жизнь? 

Немає коментарів:

На платформі Blogger.