MOOC - два шага вперед, один назад?
В преддверии
обсуждения современных технологий обучения в высшей школе, немного о том, чем хороша концепция MOOC (Massive Open Online Courses), спасет ли она
нас и так ли ошибался Марк Твен, считавший, что стандартный лекционный формат помогает
знаниям попасть в конспект, минуя мозги студентов колледжей и университетов.
Массовые
онлайн-курсы — это не только история про обучение в Интернете. Современное дистанционное
обучение как таковое – это отдельно плавающий себе айсберг, который все ближе
подбирается к университетам классического образца (эпитет «классический» в
данном случае подразумевает вездесущую трибуну, скучающий экран и школьную
доску, интерактивную только в плане воспроизведения аудиодорожки «скрип мела»).
Столкновение
минует успешно только для тех, кто уже сейчас в спешном порядке начинает
модернизацию учебного процесса. Нет, я
не верю, что за ближайшие 10 лет мы отойдем от привычных лекал обучения, но вот
в необходимости смешанного обучения (хорошая новость: мы уже его внедряем на
базе нескольких университетов, за что спасибо в т.ч. Prometheus) и том, что
украинские вузы конкурировать будут не только внутри страны за абитуриентов
отдельных специальностей, уверена.
Собственно,
сравнивать разные платформы (Coursera, edX, Udemy, CourseTalk etc.) мне бы не
хотелось (это и без меня успели сделать). Давайте я лучше на личном примере расскажу,
как MOOC пробудило в свое время неподдельное «второе» желание учиться и помогло
понять, что образование бывает «по-другому».
Мое персональное
знакомство с массовыми академическими открытыми онлайн-курсами состоялось
осенью 2014 года, несколько ранее запуска украинского Prometheus, когда
мне понадобилось изучить практику эксплуатации концепции устойчивого развития
различных масштабов.
Coursera, а именно на
эту образовательную платформу пал мой выбор, тогда только начинала практику
интеграции циклов курсов и полноценных магистерских программ (чтобы слушатель
приобрел полный набор навыков и умений в той или иной сфере), потому я изучала
совершенно отдельный, но достаточно занятный, чтобы пройти его до конца, курс «Sustainability
in Practice» при поддержке Пенсильванского университета, который входит в
элитную Лигу плюща.
О лекторах.
Leslie Billhymer is a Senior Research Associate
at the Energy Efficient Buildings Hub and a lecturer in architectural design
and sustainability at PennDesign.
Mark Alan Hughes is a Professor of Practice at
the University of Pennsylvania’s School of Design.
Первые явные
преимущества – программу курса разработали преподаватели, знающие и любящие свое
дело. В моем случае было так. Бывает, конечно, что все пиар ради пиара, но
стоит отметить, что Mark Hughes составление программы считал первостепенным и
важным как колонка для Philadelphia Daily News, которую он вел шесть лет. Leslie Billhymer непревзойденная
во всем, что касается вопросов инновационных трансформаций. Оба преподавателя
откликались на любые вопросы (не технического характера – для подобного есть
помощники-модераторы), реагировали на замечания, в конце курса устроили марафон
«вопрос-ответ» и обобщающий ранее рассмотренные темы круглый стол с ведущими
специалистами в области устойчивого развития, фолловили слушателей курса в Twitter, ставили «like» отзывам и не
забывали напоминать о дедлайнах. У них такой заразительный огонь в глазах,
самый бесчувственный студент непременно воспламенится =)
О курсе.
Сам курс охватывал сразу 4 области знаний:
Humanities, Information Tech & Design, Social Sciences, Energy& Earth
Sciences. Длился он 8 недель, по теме на каждую: Сonnections, Accounting, Resilience, Emergence, Jurisdiction,
Performance, Disruption , Summary of discussions.
Насыщенная
программа, одним словом. Слушателя ждет полноценная учебная нагрузка, а не
носителям языка к прописанной нагрузке нужно добавить 10-20% времени. Тут важно
быть готовым ко всему – к лекциям по дизайну, экологии, энергетике, учету и
аудиту, даже немного по части философии. Стоит так же реально оценить свои шансы, в
том числе знание языка, усидчивость и прочие сопутствующие факторы и интерес
темы для себя, иначе – будет как в том анекдоте, когда «сижу такая на курсах по
борьбе с нарциссизмом, я из всех самая красивая».
Учебный процесс в деталях
Лекции длились
от 8 до 12 минут, в конце каждой – мини-викторина. Субтитры я быстро отключила,
американцев я отлично понимаю. Если что-то неясно, в распоряжении заботливо
подготовленные в PDF конспекты лекций, очень-очень основательная
библиография для каждой недели обучения, ссылки на множество серьёзных
академических работ.
Тесты, которые
часто бывают на Prometheus, были только на финальном экзамене. Чтобы до него
добраться, нужно было преодолеть 7 assignments, представляющие собой творческие задания разной
степени изощренности в паре с небольшими эссе (более 750 слов) по обязательному
к прочтению материалу, а еще нужно детально оценить выполненные задания
двух-трех сокурсников.
Примеры выполненных
заданий:
То, что я не
встретила пока на Prometheus – фидбек по творческим заданиям от других
студентов (peer review). Это классный опыт, скажу я вам! Приятно же увидеть
приписку «Good of you!» (здается мне, в психологии и дрессуре это зовется «позитивное
подкрепление»). Во-первых, обратная связь. Во-вторых, ты точно так же
проверяешь чьи-то работы; мне попадались настолько идеальные, что я всячески
пыталась укусить себя за локоть. Тут, конечно, тоже нюансы. Если попадется
творение не носителя (особенно сложно с испаноязычными и китайцами), их
грамматика порой далеко не excellent и даже не perfect, но существует
теория, что в основе многих добрых дел лежит эгоизм, потому мне было спокойнее
засчитать задание, а дальше детально указать, с чем я не согласна, что мне ясно
не до конца, на что стоит обратить внимание.
Если уж на то
пошло, community при обучении – великая сила. Не успел написать на форум с
просьбой что-то объяснить – уже две страницы ответов. Сложно представить, но
столько полезного текста могут за сутки напечатать слушатели курсов – кубометры
букв просто (и никакого оффтопа)!
Нет конкуренции,
но есть соперничество. Конкуренция — это «у меня лучше эссе, чем у того парня».
А соперничество – «я хочу написать лучше того парня».
Сертификат
Сертификаты
выдавали тем слушателям, кто «усвоил» более 75% учебной программы. Мой
результат — 99%. У меня был обычный сертификат слушателя, но при желании на
многих курсах есть возможность приобрести за небольшую плату верифицированный
сертификат. Для наших реалий не показатель, ибо знания, которые осели в голове,
– важнее. Но вот американский студент может вполне получить «автомат». Лично
мне интересно когда-нибудь протестировать их параметр Unique typing patterns (это
как отпечатки пальцев или сканирование сетчатки глаза, только, исходя из
скорости и силы нажатия на клавиши).
Сложности
Сложность номер
раз - время, точнее его дефицит. Есть дедлайны, они не плавающие и строго
определенны (да, и не забудьте о часовых поясах). Однако, при желании стержень
появляется, когда желе берет себя в руки J Не повторяйте моих
ошибок и вносите в свой календарь заранее, чтобы правильно спланировать время,
а не просыпаться на час раньше (архивное фото из Instagram):
И еще, уже с
опыта обучения на Prometheus: не подписывайтесь
на большое количество курсов одновременно (даже если они на украинском), обойдётесь
без накладок в расписании.
Сложность номер
два – необходимость распределять нагрузку. Не нужно стараться обнять экватор
шара земного. Все не охватишь (только если каждодневно отслеживать все
обновления и дополнительные статьи, но это уже работа на износ), потому лучше
применить тактику гонщика. Те, кто предельно сосредоточенны
изначально слишком, далее, в ходе борьбы, не могут мобилизовать себя и отстают,
а другие – быстро удаляются. Отрыв что в гонках, что в онлайн-обучении, ликвидируется
сложно.
Выводы
Подводя итоги,
скажу, что нужно приловчиться к формату заданий, привыкнуть, что со многим придется
разбираться дополнительно, но это того стоит. Даже если первые результаты не
слишком радуют, кажется, что партия проиграна, то на самом деле – вы только
сели за игровой стол. Главное не 100% результат, а обретенное умение мыслить,
рисовать те же самые Causal Loop Diagrams, как в примерах, ибо это здорово помогает
смотреть на вещи со всех сторон и находить взаимосвязь.
Кто-то из
мудрецов был прав, когда сказал, что студент — это не сосуд, который нужно
наполнять контентом, а факел, который нужно зажечь. Концепция MOOC сама по себе
еще не образование, ибо по-прежнему слишком иллюзорна, но с этой
пиротехнической задачей справляется.
Немає коментарів: